Иногда клиенты меня спрашивают: “А как ты так снимаешь и не отражаешься в зеркалах?” И вопрос этот, друзья мои, действительно не праздный. Потому что к проблеме нежелательных отражений в зеркалах следует добавить также стеклянные и глянцевые поверхности. В них фотографа и его оборудование тоже будет прекрасно видно. Что, согласитесь, вряд ли украсит любую интерьерную фотографию.
В большинстве случаев я просто отшучиваюсь, что много лет неустанно прокачиваю свои “вампирские способности” и поэтому совершенно незаметен для зеркал. Но по факту, конечно же, всё куда сложнее. Прокачиваю я совсем другие навыки. Ретушерские.
Безусловно, есть факторы, которые можно учесть ещё на этапе съемки, чтобы облегчить себе работу на постпродакшене, но это тема для отдельной заметки. Сегодня, так сказать для затравки, покажу вам какие ещё задачи должен уметь решать профессиональный интерьерный фотограф с помощью обработки исходных кадров, полученных с камеры. К каждому пункту приложу примеры ДО/ПОСЛЕ, чтобы было максимально наглядно.
Исправить баланс белого
Цветовая температура измеряется в кельвинах. Когда вы покупаете лампочки для люстры в приличном магазине, продавец-консультант может уточнить не только желаемую мощность, но и, ваши предпочтения: мол, вам с тёплым светом или с холодным? Другое дело – фотокамера. Если фотограф выставил в настройках “Автоматический баланс белого“, то ей приходится самой принимать решение по каждому кадру. И надо сказать, что даже самые профессиональные и дорогие из них частенько ошибаются с правильным выбором.
В итоге, получаются желтушные или синюшние фотографии интерьера, которые вряд ли понравится заказчику. Уверен, вы и сами не раз сталкивались с таким, когда фотографировались в помещении с включенным электрическим светом. Но, как видно на примере ниже, эта задача решается даже в таких запущенных случаях:
▶ Здесь и далее потяните мышкой за линию, чтобы увидеть результат ДО/ПОСЛЕ
Убрать пересвет на окнах и других источниках света
Ещё одним важным свойством современной камеры, а если быть точнее, её матрицы, является её Динамический диапазон. Не буду, опять же, давать тут научных определений, скажу так. Если вы и ваши глаза, находясь в помещении, видите все детали, как внутри, так и за окном, то камеры так не умеют. Точнее, немного умеют, но не так хорошо, как человеческий глаз. Поэтому фотографу надо сначала снять сцену с правильной экспозицией, а потом ещё и повозиться с обработкой.
В случае очень контрастных сцен, когда, например, за окном яркий солнечный день, а внутри помещения полумрак, одного кадра фотографу будет мало. Для того, чтобы полностью показать вид за окном, необходимо сделать отдельный снимок с более короткой выдержкой и потом при обработке “вклеить” вид за окном на финальное фото.
Не всегда есть смысл “бороться” за этот вид, чтобы увидеть его во всех деталях. Иногда там может быть ржавый соседский гараж, серые грустные “хрущёвки” или ещё что-то, что лучше наоборот завуалировать. Но если окна в пол с шикарным видом на город, красивую природу и так далее, то зритель обязательно должен это увидеть.
Еще несколько примеров:
Не менее важно, если заказчик настаивает на съёмке с включенными светильниками, чтобы плафоны и абажуры тоже не выглядели белым пятном. Они должны явно читаться при просмотре фото. Тоже самое касается ярко подсвеченных витрин при фотосъемке магазинов. Ну и уж, конечно, в теневых участках снимках тоже нужно добиться того, чтобы не было провалов. Выйти, так сказать, из сумрака.
Убрать паразитные цветовые рефлексы
Очень часто на одной фотографии вас могут поджидать все эти проблемы сразу. И неправильный баланс белого, и пересветы, и слишком тёмные теневые участки. А при смешанном освещении (дневной свет из окна + светильники различной цветовой температуры) на разных участках фото будут видны паразитные цветовые рефлексы. И всю эту “мешанину” фотографу при обработке снимка надо как-то усреднить.
Способы существуют разные, но повозиться в любом случае приходиться дополнительно, работая локально с каждым проблемным участком изображения. Ещё один наглядный пример:
И так далее
Кроме этого, перед тем как отдать фото заказчику, необходимо выровнять геометрию снимка, поправить контраст, добавить резкости и четкости, возможно изменить кадрирование, сделать различную мелкую ретушь. Например, убрать провода, блики, пятна неизвестного происхождения, своё отражение (!) и так далее. И если вы думаете, что при съемке архитектуры таких проблем нет, то вы, друзья, глубоко ошибаетесь. Найдите 10 пресловутых отличий:
Как видно, пришлось “вернуть на место” засвеченное небо, поработать с тенями, вычистить электрические провода и солнечные “зайчики”, выправить вертикали, теснее скадрировать композицию и много чего ещё. Разве, что с балансом белого на улице обычно проблем не бывает.
На сегодня это всё. Надеюсь, что было интересно и стало немного понятней, почему фотографы так долго не отдают готовые фото и из чего складывается стоимость фотосъемки. Они не просто нажимают на кнопку, они доводят их до совершенства!